суббота, 16 февраля 2013 г.

Линукс, и его глюки

 

Давненько не писал ничего в “уютном бложике”. То времени не было то желания. Однако не далее, чем вчера мне в руки попал один ноутбук с линуксом на борту и мне пришлось оценить всю мощь и силу этой ОС. Отмечу, что я не преследую цель разжечь очередной холивар, но хочу выразить свое негодование "тысяча чертей"(с), по поводу "дружественности к пользователю".

Но обо всем по порядку. Не буду углубляться в то, как и закакие ДЕНЬЖИЩИ попал мне в руки этот ноут. Я, человек довольно жадный, и не слишком богатый, поэтому больше 550$ да железяку отдать не могу. А хочу при этом чтоб помощней и памяти побольше, можно не с самой мощной видеокартой. Может посоветуете? Ну да, о чем это я. Так вот, сам по себе ноут был неплох, люминиевый корпус, Intel Core i5, 6 гигабайт памяти, 17 дюймов, 3 кг и наклейка SUSE Linux Enterprise Desktop, зелененькая такая. Я, собственно, решил его запустить и посмотреть. Было интересно, линукс ведь на борту. Когда-то давно я уже пытался использовать подобное изделие - не срослось. С тех пор я мягко говоря не фанат линукс систем, как минимум для десктопов. В этот раз решил посмотреть, что же изменилось с тех пор.

Итак, я его включил. Как и положено он запустился и стал производить некие манипуляции. Происходило это довольно долго, я успел выпить чайку. Тут, к слову, ничего страшного я не вижу. Ну долго и долго, значит так надо. Может после этого все будет работать с полпинка. Вернулся я как раз вовремя, железяка бутнулась, появился зелененький spash screen с соответствующей надписью. Ура, подумал я, наконец-то. И тут началось...

Spash screen пропал и появилась ... реклама фирмы производителя. Вида презентации Powerpoint. Пять-семь слайдов, меняющих друг друга и рассказывающих о всяких свистелках-перделках для ноутов от фирмы. Ну, подожду, может пройдет, подумал я. Несколько минут ожидания не дали ничего. Я стал давить кнопочки, комбинации кнопочек - реакции ноль. Слайды сменялись, реакции на кнопочки не было, стрелочки мышки тоже. Шикарно, подумал я, и представил себе глаза обычного бизнес юзера, бухгалтера там, или HR специалиста, купившего сие изделие для домашних или рабочих нужд. Ну, деваться некуда – poweroff. Через пару секунд после включения я увидел командное приглашение grub 0.94. Как хорошо, что я не бухгалтер, иначе домашние услышали бы кучу нелестных восклицаний на русском-матерном. Я же, просто улыбнулся. Налицо первый признак того, что изменилось мало. Что ж, продолжаем. На самом деле проблема не особенно большая, даже с учетом того факта, что я не специалист в линукс системах. Через полчаса чтения документации, на самом деле ее было сложнее найти, чем выполнить необходимые шаги, система, таки запустилась.

Следующий шаг, само собой - подключение к сети. Беспроводной конечно же, это ведь ноутбук. Опять же, я человек простой, привыкший к графическим интерфейсам. А система все же для десктопов. Соответственно идем в графический интерфейс и пытаемся поискать сети. Усердное щелканье по кнопке сканирования не приводит ни к каким результатам. Думаю, что вот тут терпение обычного пользователя закончилось бы окончательно. Ладно, решил я, буду долбить руками, я ведь все-таки IT Pro. Я то знаю, что такое SSID и WPA-PKS. В общем, ввожу SSID, нажимаю кнопку скан и ... список сетей появляется! Волшебно, WiFi заработал, нужно было всего лишь ввести SSID! А если бы я его не знал, или не помнил? Ладно, едем дальше. Как и полагается, мой DLINK Dir-615 настроен на раздачу всего и вся по DHCP. Ну это для того, чтобы облегчить использование моего WLAN всем, кто знает 24х-значный пароль. Этот DHCP, как водится, отдает адрес и DNS. В этот момент я попытался сделать обычный ping на внешний ресурс. И меня, стоило ли удивляться, постигло очередное разочарование. Не работает. Хм, ладно, возможно не работает роутер, иногда это с ним случается. Однако нет, на стационарном компе рядом все работает как положено. Может не разрешается имя внешнего ресурса? Как же так, DNS должен быть отдан по DHCP. В resolv.conf он все-таки есть. Хм странно. Минут двадцать я был в некоем замешательстве, ну не привык я к таим поворотам судьбы. Потом до меня дошло – маршруты! И, да, вот оно. Не указан шлюз по умолчанию. Как же так? Специально проверил сниффером, опция 3 есть в DHCPACK! Это ведь не магия, маршрут по умолчанию не появляется ни с того ни с сего из воздуха, работает же это других устройствах, под управлением того же андроида. Должно работать и тут, но не работает! К слову, на андроиде тоже работает кривовато, особенно после последнего обновления от вендора моего планшета. Ну да ладно, мне это уже порядком поднадоело, добавил маршрут вручную, так и быть. Это действие явно не для обычного пользователя, ведь ему нужно было бы знать, что такое шлюз по умолчанию. А это ему ряд ли понравится. Но на этом этапе интернет появился, ура.

Ну что ж, не всякий бизнес пользователь дойдет до этого места. Давайте пользоваться! Я привык к google chrome, давайте поставим. Зайдем на сайт google, выберем дистрибутив, поставим через графический интерфейс. Запускаем и ... не запускается! Фух, это уже ни в какие ворота, простите. Ладно, черт с ним, давайте скайп, хочется проверить камеру. На сайт производителя, дистрибутив, ставим, запускаем. И - не работает. Процесс появляется на секунду и потом пропадает.

В этот момент, каюсь, мое терпение закончилось. Я хочу пользоваться железкой, работать работу, а не бороться с настройкой того, что настраивать не нужно. С моей точки зрения ни о какой дружелюбности и нормальной работе с пользователями речь не идет. Бизнес пользователю ведь что важно, включил, запустилось, включил свои приложения и начал делать свою работу. Их не интересует какая ОС, им важно, чтобы те вещи, которые им нужны - электронные таблицы, интернет, почта, VPN работали сразу после запуска ноутбука и их не приходилось перенастраивать вручную при каждой смене точки доступа, звезд на небе или фаз луны. В общем, жаль нескольких часов потерянного времени на настройку того, что давно уже умеет настраиваться автоматически, без участия человека вообще. Да, собственно, не только умеет, а еще и настраивается в куче других случаев, только не в этом. А с учетом ожидания при старте, в самом начале, хоть и единоразового, поисков информации по grub и т.д. – полдня коту под хвост! Это ужасно.

Что ж, надо поставить Windows 8, так, для сравнения. Скачал, залил на флешку. Поставил. После установки она сразу спросила меня, к какой беспроводной сети подключиться и показала список. Выбрав нужную и введя пароль я получил доступ к интернету. Все, можно работать. Конечно, нет встроенных драйверов для тачпада, встроенной дискретной видеокарты и тд. Но эта проблема решилась заходом на сайт производителя железа. Фактически, система была готова к использованию сразу после старта.

1 комментарий:

wadic комментирует...

Вообще-то:
1) "Дружественность к пользователю" - это не конек Linux десктопа, не надо нервничать по его поводу. Конек в другом, но о нем виндузятникам не говорят.
2) ПО в Linux люди в 99,9% случаев ставят из репозиториев, а не "из браузера" или сайта производителя :)
3) SUSE Enterprise Desktop - возможно не самый лучший выбор для ноута, последние бубунты (да и не последние тоже) не имеют ни одной из выше перечисленных проблем.
Совет:
Не порть хороший блог детскими постами про Linux, пиши про Винду, гораздо лучше получается.